магазин трюковых самокатов в Автово

Вилки для трюкового самоката

  • 28 марта 2015 в 14:59:58
  • Просмотров: 4687
 

Сергей Сороневич
На что ты смотришь при выборе трюкового самоката? Наверное, на деку, руль, вес, размер колес, габариты, в конце концов, цену. Очень часто начинающие райдеры даже не интересуются, что за вилка стоит на самокате. Кажется, что она не влияет ни на вид, ни на характеристики комплита, ни на стиль катания. К счастью или сожалению, это совсем не так!
 

Вилка Lucky SMX. Фото: rivingtonbikes.co.uk

Конструкция и материалы вилки

Основные составляющие вилки - шток и перья. Шток - основная труба вилки, которая держит на своей оси руль и рулевую. Перья держат колесо и отвечают за его положение относительно деки. Перья могут быть монолитными или фрезерованными для экономии веса. Шток вилки за редкими исключениями - труба без отверстий, для максимальной прочности.
 

У Fox Pro RAW-02 стальная вилка. Фото: foxscooter.com
Вилка может быть стальной или алюминиевой. Стальная вилка прочная в штоке за счет выносливости стали. Но у нее есть слабое место: перья стальной вилки всегда привариваются к штоку. Область сварки – место появления трещин от усталости и нагрузок, а трещины приводят к излому.

Алюминиевая вилка гораздо легче, и очень часто она моноблочная. Это означает, что деталь выполнена из единого куска металла и полностью фрезерована до такой формы. Такой метод производства позволяет достичь отличного баланса веса и выносливости.

Двухсоставные алюминиевые вилки сегодня считаются устаревшими, так как перья, вне зависимости от способа крепления (сварка, заклепки), разъезжаются с штоком гораздо раньше, чем ломается моноблок.
 

Часто ли ломается вилка?

Очень сложный и противоречивый вопрос. Все зависит от выбранной детали и твоего стиля катания на трюковом самокате. Агрессивные, неаккуратные трюки ломают шток вилки на раз-два. При этом падение крайне опасное - руль с хомутом остается в руках, а дека продолжает движение по непредсказуемому курсу. Перья ломаются реже, но не менее опасным образом. При нарушении геометрии перьев колесо может заклинить. При изломе клин или перья просто втыкаются в асфальт. В любом случае, ситуация не из приятных.

В общем и целом, все зависит от конкретного экземпляра и агрессивности катания. Самые легкие вилки при активном катании уходят обычно за 1 год. Серьезные парковые могут прожить и 2 и 3 года. Разумеется, если кататься аккуратно.
 

Характеристики вилки трюкового самоката

Основные характеристики вилки - вес и оффсет.

С весом вроде бы все очевидно. Чем легче, тем лучше - казалось бы, о чем говорить? Однако более легкая или тяжелая вилка может серьезно повлиять на баланс самоката для трюков. Слишком тяжелый руль и компрессия могут заставить деку крутиться "вокруг стакана". Точка вращения випа смещается вперед, стабильности при барспине никакой. В таком случае легкая вилка может спасти положение и немного сдвинуть точку вращения назад. Если же вип крутится "вокруг деки", необходим более тяжелый вариант вилки.

Помимо тонкостей баланса, вес вилки напрямую отвечает за ее прочность. Чем вилка тяжелее, тем больше металла и запаса устойчивости. Так как большинство поломок - это излом штока, производители стараются максимально облегчить перья. Если ты любишь гриндить на пегах, стоит задуматься о вилке с перьями помассивнее.
 

Вилки Flavor Awakening Pro с оффсетом 10 мм. Фото: crucialscooters.com
Оффсет - это положение колеса относительно рулевой самоката в вертикальной плоскости. В основном райдеры используют вилки со стандартным 10 мм оффсетом. Это означает, что ось вилки смещена вперед относительно штока на 10 мм. Цифра не случайная и выбрана как оптимальная: перья принимают допустимую нагрузку на изгиб, положительный оффсет расширяет базу (расстояние между колесами) самоката и добавляет стабильности. При положительном оффсете колесо легче преодолевает препятствия, самокат тяжелее опрокинуть.

Но это не означает, что 10 мм оффсет - правило и панацея для всех. Существуют вилки с увеличенным оффсетом для более удобных футджемов. Самый большой - у Proto Senior - 11,5 мм. Однако, кроме соображений прочности, у оффсета есть серьезный минус - при вращении руля быстро вращающееся колесо вызывает эффект гироскопа. Отсюда - нежелательные дерганья самоката в полете при исполнении барспина. Разумеется, эффект не очень сильный и большинство с ним мирятся. Тем не менее, заложить красивый и плавный бар в амплитуде гораздо удобнее на вилке с нулевым оффсетом. Да и не всем нравится длинная база самоката. Когда дека и так длинная, можно попробовать поставить нулевую вилку для увеличения маневренности и уменьшения радиуса разворота. К тому же на нулевой вилке колесо более удобно расположено для футджемов и, на мой взгляд, оптимально для хэнг-5 и ноузмануалов.
 

Вилки Proto Senior. Фото: flickr.com, gccompound
Последний подтип, относящийся скорее к способу установки вилки, нежели к ней самой - отрицательный оффсет. Вилку можно развернуть на 180 градусов, и тогда оффсет станет отрицательным, а не положительным. Многие утверждают, что так легче делать ноузмануал и хэнг-5. Но это полный бред! Мануал - трюк на баланс, и оффсет тут совершенно ни при чем. Конечно, при первых попытках можно развернуть вилку, если страх упасть вперед слишком велик. Но когда трюк уже изучен, разницы между исполнением его на оффсете или на нуле нет никакой.

Кроме того, развернутая вилка очень плохо сказывается на устойчивости самоката, его гораздо легче опрокинуть. Да и уменьшение базы на 20 мм от задуманного производителем в совокупности с ухудшением рулежки дают отвратительную стабильность самоката.

У разворота вилки на 180 есть только одна цель. С отрицательным оффсетом появляется много места для ноги при исполнении футджема. Хочешь делать футджем-вип? Гораздо легче пробовать, если развернуть вилку.
 

Совместимость с системами компрессии

Для начала внесем некоторую ясность. При творческом подходе и прямых руках можно поставить ЛЮБУЮ вилку на ЛЮБУЮ компрессию. Другое дело, что такие эксперименты могут быть нелогичными, неоправданными или же просто их результаты не подойдут к деке.

Производитель изначально задумывает использование своей вилки под одну или несколько компрессионных систем. Самая простая и классическая вилка - стальная под резьбовую компрессию. На внешний диаметр штока вилки нарезана резьба с мелким шагом под гайку 36 мм. К сожалению, такая вилка наиболее уязвима - как раз в месте резьбы.
 

Вилка Team Dogz SMX T7 под резьбовую систему компрессии. Фото: ebay.co.uk
Первая попытка отказаться от штока с резьбой - ICS. Шток вилки стал монолитным, появилось отверстие для компрессионного болта по центру трубы. Болт может располагаться как непосредственно над колесом, так и в районе хомута. Например, стальная вилка от Grit предназначена для ICS с длинным болтом. District FK-2 – вилка под ICS с коротким болтом, отверстие под компрессионный болт в верхнем торце штока.
 

Вилка District FK-2. Фото: 22scootering.sk
Вилки под SCS и HIC очень похожи. В обоих типах компрессионный якорь (ромашка) устанавливается внутрь штока. Однако HIC-вилка - полноразмерная, шток входит в руль на 5-6 сантиметров. Вилка под SCS держится только хомутом и никак не должна входить в руль, поэтому и высота штока на 2-3 сантиметра меньше. Разницы по прочности между этими типами, по сути, тоже никакой.

Слабое место любой вилки - место контакта хомутом. Руль неотвратимо пытается сломать шток, когда райдер приземляется, опирается на руль, закручивает самокат. Поэтому высота штока тут не играет серьезной роли.

Что же касается творчества… применяй смекалку! Лично мне удавалось поставить вилку под HIC на ICS, а потом переделать ее на SCS. Это была MGP Nitro Extreme 2011 года. К слову, несмотря на эксперименты, вилка прослужила аж 3 года. Еще одно интересное решение - установка SCS на District FK-2. Несмотря на то, что вилка слишком длинная для SCS, и ромашку в нее невозможно вбить, не отпиливая шток, решение оказалось довольно простым. SCS поднялась вместе с рулем за счет использования проставки между SCS и рулевой, а вместо компрессионного болта была использована ось от самоката, которая идеально вошла в отверстие в торце. Разумеется, можно было и отпилить шток. Но в тот момент мне нужно было поднять руль на 3 сантиметра выше, так как мой уже стал низковат, а новый покупать не хотелось.
 
 
Трюковые самокаты stuntscooters.ru / 2014-2017. ИП Богданов Артем Игоревич. ОГРНИП 314784710100565. a@stuntscooters.ru. Информация на сайте не является публичной офертой.